На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сростки

98 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Лебедев
    Спасибо, Лариса! С удовольствием  ищу и буду искать  музыку,, которая нам нравится ! ❤️101 Strings - 101...
  • Лариса Антохина
    Великолепный альбом! Неудивительно, что многие композиции этого оркестра попали в кинофильмы. Хочется слушать и слуша...101 Strings - 101...
  • Юрий Лебедев
    ❤️Lawrence Welk And...

Остров на реке лежит. Град на острове стоит.

Хотя у Пушкина град стоит на море, где Александр Сергеевич был в 1820 году. И так впечатлился увиденным, что СПУСТЯ 11 лет написал «Сказку о Царе Салтане». Хотя обычно его литературная реакция на события следовала моментально.

Поэтому сторонники теории заговора не морского происхождения «Сказки», сомневаются в версии литераторов, что Град был увиден Пушкиным где-то в Крыму (ткните мне пальцем на островной город, расположенный в Крыму).

А литераторы опровергают версию о том, что Казань имеет какое-то отношение к «Сказке», написанной в 1831-м. В то время как сам город Пушкин посетил в 1883-м. До тех же пор….

"В продолжении двух последних лет занимался я одними историческими изысканиями <…>… Если угодно будет знать, какую именно книгу хочу я дописать в деревне: это роман, коего большая часть действия происходит в Оренбурге и Казани, и вот почему хотелось бы мне посетить обе сии губернии" - А.С.Пушкин графу А.Х.Бенкендорфу, конец июля 1833 года.

Так неужели же, изучая историю Казани, поэт мог пройти мимо Свияжска? Града на острове, расположенном в разливе Волги. На месте, где в нее впадает Свияга.

Града, который могли бы назвать чудом света. Если бы нас век за веком не заставляли стесняться нашей истории, одной из страниц которой было четырехсотлетнее противостояние Царства Русского Казанского Ханству.

В первых строках этой страницы был заложен Нижний Новгород (1221 год). Город Крепость, основной задачей которого было предотвратить дальнейшее разорение татарами русских земель. А с начала XVI века – сборный пункт войск, отправляющихся брать Казань, до которой от Нижнего 400 км. Расстояние, не имеющее значения в наше время (полчаса лета). А в XVI веке это огромное расстояние, преодолев которое, войску надо было взять хорошо укрепленный Казанский Кремль.

Задача нереальная. Если не заложить еще несколько крепостей по пути войска.

Чем, по сути, и занимались три царя кряду – Иван III Великий, муж Софьи Палеолог, Василий III и Иван IV Грозный, завершивший начинание деда, в честь которого был назван город - крепость Васильев Новгород, расположенный на месте впадения в Волгу Суры. Оттого современное название города - Васильсурск (у Ильфа и Петрова – Васюки), от которого до Казани уже 225 км. Вдвое меньше, но все равно неимоверно много. Для того, чтобы взять столицу ханства. Куда Иван Грозный ходил с войском аж три раза. Взяв Казань чудом, аналогов которому мировая история просто не знает. И название этому чуду – Свияжск.

Возвращаясь из второго похода (по берегу Волги) Иван Грозный обратил внимание на своеобразный полуостров – гору Крутую, возвышающуюся в разливе, образованном реками Волгой, Щукой (исчезла после заполнения Куйбышевского водохранилища) и Свиягой. И в его голове созрел гениальный, а заодно исключительно дерзкий план, поставить на этой горе крепость, которой будет суждено стать форпостом в решающей схватке с татарами. Вопрос только - как реализовать сей план? Если гора Крутая находится в тридцати километрах от Казани!!!

Ответ на вопрос был таким же гениальным и фантастическим для XVI века, когда Иван Григорьевич Выродков (первый известный русский военный инженер), срубил крепость в Углецких лесах (недалеко от города Мышкин). Поставил ее там. Пронумеровал бревна. Разобрал (естественно, не один, а во главе целой дружины мастеровых). После чего весной 1552 года, сразу после начала ледохода, крепость была увязана в плоты и сплавлена вниз по Волге. Где на горе Крутой за месяц (ЗА МЕСЯЦ, КАРЛ!!! В XVI-ом ВЕКЕ!!!) была: распланирована территория, вырублен лес, выкопаны рвы, собраны срубы, засыпаны землей и камнем крепостные стены. И во владениях казанского хана выросла первоклассная русская крепость с восемнадцатью башнями, семь из которых были проездными, многочисленными строениями для размещения военных сил, а также Троицкий собор и Рождественская церковь (сохранившаяся по сей день). ПРИЧЕМ РАЗМЕРЫ КРЕПОСТИ ПРЕВОСХОДИЛИ МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ!!! И названа была эта крепость Свияжском.

Троицкая церковь. Была срублена то ли в Мышкине, то ли в Угличе зимой 1550 года, сплавлена по Волге вместе с другими сооружениями крепости, и собрана за один день воинами князя П. С. Серебряного-Оболенского. Говорят, что строительство этой церкви находилось под бдительным контролем самого князя Серебряного. Основой церкви является сруб из толстенных брёвен лиственницы. Церковь была освящена 17 мая 1551 года — в день Святой Троицы.

А дабы хан не заподозрил что раньше времени (с местными чувашами и мордвой, проживающими на этой территории, был заключен предварительный договор о переходе под юрисдикцию русских) часть войска во время строительства совершила отвлекающий маневр, осадив небольшую крепость близ Казани. И в результате, татары опомнились лишь после того как русские перекрыли реку, устроив продовольственную блокаду, во время которой подданные татарского хана взбунтовались и пошли пачками (под предводительством воевод) проситься под власть русского царя. Так что Казань брало уже русско – чувашско – марийское войско, ушедшее из города, после того Казань сдалась. И центром правления ханства стал, по сути, Свияжск, где принялись селиться купцы, ремесленники. Так что спустя лишь 15 лет Свияжск был уже настоящим городом с крепостью (кремлем), посадом (острогом) и слободами. В крепости были Государев казенный двор с артиллерийскими и продовольственными складами, 2 монастыря, 6 церквей, изба дьячная и т.д. Здесь жили: князья, бояре, военные, духовенство, ремесленники и купцы. По городу пролегало 6 улиц, имелось 370 домов и 4 лавки. В остроге насчитывалось 736 жилых домов, находился рынок с гостиным двором, размещались таможенники, работала пивоварня и хлебопекарня. Жители слобод занимались в основном сельским хозяйством.

В течение целого века Свияжск оставался значимой русской крепостью на завоеванной земле, административным и торговым русским центром, куда приезжали иностранные послы и иноземные купцы. Но с усилением влияния русских в Казани, туда постепенно переселялись государственные служащие, военные, купцы и ремесленники. В Свияжске активная жизнь заглохла, остались только действующие монастыри: Богородице-Успенский, Троице-Сергиев мужские и Иоанно-Предтеченский женский, которые были построены для укрепления христианства среди местного населения с самого начала освоения края.

Так Свияжск стал просто монастырским городком, в начале XVIII века выглядевшим примерно так.

Картинка ничего не напоминает?

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами…. вырубленными "пролетариатом".

"...Первый тяжелейший удар по городу был нанесён революцией и гражданской войной. Здесь в 1918 году Лев Троцкий останавливал отступление Красной армии путём децимации — методом, забытым со времён античного Рима и орды Чингисхана. Расстреливали каждого десятого красноармейца. Просто выстраивали на площади в шеренгу воинскую часть, отступившую под натиском армии Каппеля и белочехов, и каждому десятому человеку пускали пулю в затылок...

... По приказу Троцкого при содействии революционного писателя и поэта Демьяна Бедного на главной площади Свияжска был установлен памятник Иуде Искариоту, привезённый из Москвы на бронепоезде! Скульптура изображала человека, грозящего небу кулаком. Даже такой ненавистник православия, как Владимир Ленин, посчитал это ошибкой, и вскоре памятник-нонсенс был убран. Зато были закрыты монастыри и церкви, с иконостасов сорваны иконы. Были расстреляны монахи и священники, а также многие жители города.

Около этой стены белогвардейцы расстреливали красногвардейцев.



Были взорваны Рождественский собор и Никольская церковь, разобрана надвратная церковь Успенского монастыря. Потом Свияжск надолго стал подразделением ГУЛАГа и в монастырских кельях содержались заключённые, а кирпичные ограды монастырей были последней «стенкой» для обречённых на расстрел «врагов народа». Сколько людей нашли свою смерть в этих концлагерях, неизвестно, архивы недоступны. Потом к тюремным учреждениям были добавлены больница для инвалидов Великой отечественной войны и психбольница. Это не были учреждения для излечивания и выздоровления пациентов, это были помещения для изоляции от общества неизлечимых, изуродованных войной или сталинскими лагерями или просто неугодных. Лучшего места, чем остров Свияжск, для такого дела было не найти...

...Разглядывая монастырское ограждение, мы чуть было не прошли мимо двух плит, вделанных в стену.
"Владимир Голицын Художник, моряк 1901 - 1943" "Софья Олсуфьева Реставратор 18.. - ... (далее цифры подтерты)". И крестики...
Дома я нашла сведения об этих людях... Мороз по коже...

Софья Владимировна Олсуфьева ( 3 июня 1884 — 15 февраля 1943 ) Живописец, график, реставратор. Из знатной дворянской семьи. С 1934 жила в Москве, где получила работу художника-реставратора в Музее изящных искусств. Сопровождала мужа, сотрудника отдела древнерусской живописи Третьяковской галереи, в командировках по старым русским городам.
В марте 1938г. мужа арестовали и расстреляли на Бутовском полигоне "за распространение антисоветских слухов".
В 1941г., когда возникла угроза оккупации Москвыи, Софья Олсуфьева, в возрасте 57 лет, была арестована вместе с большой группой аристократов. Приговорена к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. После приговора, попала в колонну заключенных, которую погнали в Казань. Место заключения - Свияжский концлагерь. Умерла в заключении - Свияжский концлагерь.
Место захоронения - Свияжский концлагерь...

Вместе с Софьей Владимировной отбывал заключение ее родственник В.М.Голицын, - художник, моряк, Князь, - который одновременно с ней был арестован, и умер в лагере у нее на руках.

...Рисовал с детства. Один из строителей корабля "Персей", участвовал в арктической экспедиции на ледоколе "Малыгин". Удостоен золотой медали на Международной выставке в Париже за роспись деревянных изделий (1925). Изобретатель детских настольных игр, иллюстратор детских книжек... Осужден на 5 лет ИТК. Срок отбывал в колонии Свияжска. Погиб от пеллагры, заболевания группы авитаминоза.

В стену монастыря, где находился лагерь, вделана плита с датами жизни С.В.Олсуфьевой и В. М. Голицина.

В. Серов. Портрет Софьи Владимировны Олсуфьевой. Уголь, пастель. 1911 год. ГМИИ им.Пушкина

Взято отсюда. https://www.liveinternet.ru/users/venda1/post240863185

В 1957 году, во время затопления Казанского водохранилища, Свияжск становится полноценным островом, и город превращается в призрак, вернувшийся из небытия уже в 2008 году. Когда власти Татарстана насыпали дамбу, по которой можно свободно добраться до города. И Свияжск стал городом восрешенным.

Городом - музеем. Музеем великой воинской славы, музеем великих зверств, музеем русского зодчества, музеем стольких слоев истории, что рассказывать о Свияжске можно долго. И бесполезно. Так как лучше один раз увидеть город, описанный еще Пушкиным. Ведь, как уверяют сторонники заговора не Крымской, а Волжской версии, Пушкинский Салтан жил в Свияжске.

Р.S. Надо отдать должное Татарстану, жители которого восстановили такое

Успенский собор 1561 год

Фрески Успенского Собора

Надвратная церковь Вознесения Господня 1556 год

Колокольня Никольской трапезной церкви XVI-XVII века

Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь

Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости построен между 1898 и 1906

Церковь Сергия Радонежского 1604 год

Церковь Константина и Елены конец XVII века. Единственная уцелевшая посадская церковь (не относящаяся к монастырям) на острове Свияжске

Здание женской гимназии начало XX века

Старая водонапорная башня.

Конный двор Богородице-Успенского монастыря XVIII век

Картина дня

наверх